На главную страницу Длинные Руки Рекордс

Владимир Мартынов «Дети Выдры»


17 сентября 2009, Пермь, Большой Зал Филармонии, начало в 19:00
Адрес: ул. Советская, 69

Сверхповесть ДЕТИ ВЫДРЫ
Тексты Велемир ХЛЕБНИКОВ
Композитор Владимир МАРТЫНОВ
Татьяна ГРИНДЕНКО
и Струнный Ансамбль солистов OPUS POSTH (Москва)

Ансамбль народной тувинской музыки  ХУУН-ХУУР-ТУ (Тува)

Академический хор МЛАДА
Художественный руководитель Ольга ВЫГУЗОВА (Пермь)

"Дети выдры"
 
 "Дети выдры" созданы на основе двух "сверхповестей" В. Хлебникова: "Дети выдры" и "Зангези". "Сверхповесть" - термин Хлебникова введённый им для обозначения новой текстовой реальности, заключающейся в сочетании как бы не сочетающихся друг с другом текстов. Эта "сочетаемость несочетаемого" кладётся в основу и музыкальной композиционной структуры "Детей выдры". Сочетание архаичного прамузыкального тувинского горлового пения с современными композиторскими методиками работы с материалом.

По мысли Хлебникова задача "Детей выдры" заключается в "творении дела", которое выражало бы дух материка. Мозг  земли не может быть только великорусским. Лучше, если бы он был "материковым". В основу азийско-материкового эпоса, расширяющего пределы суженного сознания русской современности, Хлебников кладёт фрагменты мифологии сибирско-амурского племени Òрочей, как самые древние предания о прошлом людей.

Выдра - архаический животный тотем - в тексте Хлебникова имеет космогонический смысл. Все насельники Азийского материка могут быть поняты как дети общей матери мира - Выдры и бога Андури. По верованиям орочей, человек обязан своим выделением из животного царства ходатайству Выдры перед верховным божеством. Этимологически Выдра близка мифическому зверю голубиной книги Индре  (Индрику или Вындрику), которая есть "всем зверям мати". Помимо этого для Хлебникова Выдра, как дочь воды, может быть понята, как одня из ипостасей русалки - универсального образа мнимости и числовой сущности воображения (корень из минус единицы). Таким образом древние мифологические конструкции соединяются с грамматико-математическими идеями самого Хлебникова.

Ансамбль Хуун-Хуур-ту, владеющий секретами и методиками одного из самых древнейших на земле типов музицирования  - "горлового пения" представляет наилучшие возможности для реализации идеи "Детей выдры". Их пение так же древне и так же мощно как и мифологические образы сказаний о Выдре. Ансамбль Opus post является на сегодня очевидно лучшим ансамблем исполняющим музыку авангарда и минимализма. Их исполнения Ксенакиса, Фэлдмана, Филиппа Гласса давно уже считаются непревзойдёнными образцами понимания сути современного музицирования. Поэтому соединение ансамбля Хуун-хуур-ту с ансамблем Opus post представляется лучшим вариантом как для реализации хлебниковских идей "сверхповести", так и для воссоздания полноты "материкового" азийского сознания. К тому же уж давно пора противопоставить евроатлантической парадигме реальную парадигму азийского материка.



Фирма грамзаписи «Длинные Руки» © «Длинные Руки», 1996-2010