Поиск
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Отчет

Народные танцы Кали-Юги на берегу

Танцы «X+1»,
 где «Х» – визуальная переменная,
 а «1» – умирающая  конечная композиторская постоянная.

Зашли две девушки, не понимая где они находятся, спросили у мужчины солидного вида:
- Вы не подскажете, кто такой Владимир Мартынов?
Мужчина, растерявшись, ответил:
- живой классик
- ага, спасибо…


И, действительно, в таком маленьком, но значимом, месте, как культурный центр ДОМ (это все же культурный центр, а не клуб), уместился такой большой фестиваль, имени не менее «большого» человека, как Владимир Мартынов, с не менее значимыми художниками, акционистами и дизайнерами. 
Шестой фестиваль его работ можно назвать торжеством эгоцентризма Владимира Ивановича Мартынова, который прямо заявил, что на фестивале хочет быть главным и единственным музыкантом и композитором.  Однако этот эгоцентризм должен был компенсироваться радикальным центробежным плюрализмом видеоряда, в лице Владимира Чайки, одного из самых значимых новаторов в дизайне, Алены Романовой – художника и инсталлятора, Андрея Бартенева, одного из самых скандально известных и ярких художников современности, который работает в жанре синтетического перформанса. Каждый из перечисленных художников – мастодонт современного авангарда, значимая фигура в современной визуальной культуре. Что касается Мартынова, то его, я думаю, представлять не нужно, я лишь повторюсь и скажу, что он живой классик и, более того, светило новой компонированной  академической или композиторской музыки.

Фестиваль состоял из трех частей или трех тематик: «Танцы на берегу», «Танцы Кали-Юги», «Народный танец». Все эти произведения написал Владимир Мартынов и у каждого из них своя большая история. Каждый перформанс или инсталляция наглядно объсняли контекст музыкального произведения, каждый перформанс – это диалог между автором и художником, которому нужно как-то объясниться перед композитором. Вообще, для Владимира Мартынова танцы в большиснтве своем обозначали сакральный диалог с кем-либо или чем-либо. Танец, как динамика, искренность и эмоциональность диалога.

Фестиваль начался с яркого и эпатажного  диалога Андрея Бартенева с композитором на тему периода Кали-Юги, одного из четырех космических периодов, который длится по сей день и который должен закончиться исчезновением человеческой расы из-за её греховности и торжества пороков.
Проект Бартенева задумывался как аудиовизуальный синтетический перформанс, с использованием видео, составленного из разных фильмов, проецирующегося на полотно, на котором он  рисовал свои картины с очень большими амбициями и с претензией на концептуализм и авангардизм. Но, как сказал один из известнейших кураторов, который видел это действо: «Арта не вышло. Ну ничего, в следующий раз…».  Что неудивительно, т.к. на, казалось бы, безобидных видеофрагментах из фильма «Аэлита» и мультфильма «Чебурашка» вдруг стали появляться сцены жесткого порно абсолютно извращенного характера. Это  шокировало часть публики так, что ей пришлось выйти. Дальше невербальный диалог между Владимиром Мартыновым и Андреем Бартеневым перерос в нечто, что напоминало реплики мата и прочие ругательства со стороны Андрея и парирование этих реплик музыкой Мартыновым, который, кстати, и не подозревал, что Бартенев уйдет в типаж периода Кали-Юги и будет настолько радикально и наглядно показывать его составляющие.
Потом из зала вышла большая часть зрителей, вернее почти все зрители, когда художник достал баллончики с краской и в маленьком помещении стал дополнять свое полотно красным цветом, не задумываясь ни о каких последствиях. В итоге, ему аплодировали оставшиеся 20 человек. Что касается культурной ценности данного проекта, ничего сказать не могу, здесь главный критик - время, но одно могу сказать точно – перформанс «танцы Кали-Юги» состоялся, оправдал своё название, был ярок, скандален и эпатажен, как вся эпоха Кали-Юги. 

Второй день был консервативен, по академически очарователен и строг, немного траурен, сдержан и невероятно силен по своей энергетике и экспрессии. Но здесь совсем другая экспрессия, она не имеет таких ярких черт, как в первый день, она более таинственна и сильна. Само произведение «Танцы на Берегу» было написано Владимиром Мартыновым после смерти его друга и однокурсника, подающего большие надежды композитора Юрия Чернушевича, которому на тот момент было всего 19 лет.  Вполне возможно, что это первые размышления автора на тему смерти в начале становления его, как композитора. Владимир Чайка участвовал в этом вечере совсем неслучайно. В 2004 г. он сделал дизайн к CD «Танцы на берегу», но дизайн не в понимании прикладного искусства, а как параллельную самостоятельную линию арта в единой тематике. На фестивале же транслировался видеоряд, созданный специально для этого диска на основе дизайна обложки. Данный проект - это попытка совместного музицирования, попытка дополнения контекстов, по-юношески искренняя попытка осознать и принять смерть близкого друга, чье лицо, выраженное в минималистском рисунке Чайки, смывают волны. Это были волны времени и желание ухватиться за ускользающий из памяти образ дорогого друга.

На третий день было сыграно произведение «Народный Танец» с тематическими свето - инсталляциями    Алены Романовой. В качестве представителей народа Алена взяла несколько, а точнее, шесть силуэтов античных статуй, которые приводились в движение светом, направляемым Аленой. Этот перформанс был, пожалуй, самым эстетичным и восторженным, как расцвет античной культуры, особенно на фоне невероятно сложного и очень красивого произведения  Мартынова с его посылами в зал, без сомнения, народной энергетики. Итак, силуэты двигались, танцевали, смешивались, разлучались, переживали, как живые люди, идущие на свет, со всей присущей Алене изяществом и грациозностью. 

Итак, три дня прошли, фестиваль состоялся,  эгоцентризм Владимира Ивановича торжествовал, формула – «Танцы (Х+1)» - сработала и дала положительный результат, с маленькими погрешностями, в виде радикальных и скандальных неожиданностей от Андрея Бартенева. Большая часть контекста музыкального была раскрыта через визуальный. В мире еще раз поняли, что визуальное и мультимедийное с музыкальным органично сочетается. Владимир Мартынов все так же предпочитает ДОМ большим залам вроде Консерватории или зала Чайковского, потому что в КЦ ДОМ, как дома. Хотя основным стержнем творчества Владимира Ивановича  является труд о конце времени композиторов и закате академической музыки, сам он становится все более актуальным, и, не побоюсь этого слова, гениальным, а его музыка все также минималистична, как и много лет назад. 


Кузьмин Максим 

фото - Андрей Блиновy

andybstyle@gmail.com