Поиск
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

ДЛИННОРУКОЕ СЧАСТЬЕ - интервью с Николаем Дмитриевым

- Кем является Николай Дмитриев в “ДЛИННЫХ РУКАХ”?

- “ДЛИННЫМИ РУКАМИ” и прочими органами этого образования.

- Единолично руководите процессом?

- Еще супруга помогает, но “РУКИ” – это я.

- А как возникла сама идея лейбла?

- Этой музыкой я занимаюсь более 20 лет, сначала организовывал концерты и фестивали. В начале 90-х появилась возможность издавать пластинки. Года полтора вел переговоры с Лео Фейгиным, тоже человек-фирма “ЛЕО РЕКОРДЗ”, издающий русский и американский фриджаз. Говорили о том, чтобы открыть филиал в России, даже договор о намерениях подписали, но это, увы, ничем не кончилось. Попробовал сотрудничать с уральской фирмой U-SOUND, выпустил с ней один релиз Саинхо и Оркестра Московских Композиторов, но дальше дело не пошло. А вот в 1995 году Сережа Курехин по одному ему ведомым причинам обратился ко мне с предложением начать совместную деятельность. Мы были давно с ним знакомы и часто встречались, изредка я устраивал его концерты в Москве. Но, тем не менее, лейбл явился, по существу, нашей первой совместной серьезной затеей. Вот в апреле 1996 года и зарегистрировали фирму втроем: Курехин, я и мой друг (в то время он был директором) Дима Резван. Впрочем, оказалось, что Резван человек очень увлекающийся и переменчивый, уже после «ДЛИННЫХ РУК» он стал популярным фотографом, а сейчас углубился в религию и думает не о бренном, а все больше о вечном. Сережа умер в июле, так что я остался один.

С чего начали?

- Решили выпустить сразу пять релизов, чтобы сразу весомо заявить о себе, в том числе планировался один диск Курехина, против чего Сергей поначалу очень возражал. Он говорил, что этого делать не нужно, что фирма создана не для популяризации его творчества, а для издания странной музыки, которую никто другой публиковать не будет. Первым, увы, уже после смерти Сергея, вышел “ДОРОГОЙ ДЖОН КЕЙДЖ”, записанный в начале 1996 года в Америке. Притом, что там нет ни одной ноты Кейджа, эта импровизация Курехина и Кешавана Маслака целиком и полностью Кейджем инспирирована. У Сергея осталось очень много записей, но такой, как “ДОРОГОЙ ДЖОН КЕЙДЖ”, больше нет. Курехин потому и согласился ее выпустить, что она была для него совершенно нетипична. Здорово, что с нее начались “ДЛИННЫЕ РУКИ”, потому что там содержится вся наша идеология – это новая импровизационная музыка, основанная на музыке новой компонированной, записанная замечательными музыкантами из России и Америки. Деньги на это издание дал хороший знакомый Сергея, питерский бизнесмен Ринад Ахметчин, который еще Курехину обещал поддержать лейбл. Вторым издали сольный альбом замечательного питерского трубача и композитора Славы Гайворонского. Сережа лично его продюсировал, помогал Славе создать, как он говорил, музыку 21 века. Когда Сережа умер, Слава засел в студии и, следуя Сережиной идеологии, дописал его. Третий компакт – полевые записи тувинского фольклора - “НАВЕРНО ВЕТРЕНО В ОВЮРЕ” – и снова записи необычные – все уже успели привыкнуть к тувинскому горловому пению, а на нашем релизе горловое пение занимает весьма скромное место. Затем сборник лучшей музыки Курехина для театра и кино – условно коммерческая “ПРОСТО ОПЕРА” - та самая, вокруг которой мы копья ломали - Сергей был против издания, но мне удалось его убедить в том, что надо хоть иногда делать «продаваемые» релизы. После Сережиной смерти завершал работу над ОПЕРОЙ уже Гайворонский, пересводил все из оставшихся многоканальных оригиналов – пересводил, потому что для кино Курехин сводил музыку в моноверсии и в виде непригодном для издания на компакт-диске, так как у саундтрека другие задачи. В итоге, “ОПЕРА” очень отличается от всех остальных изданных киноработ Курехина. И последняя, пятая – пластинка группы “ЯЙЦА ФАБЕРЖЕ” из Кургана. Это богом забытый угол России, откуда пришла в начале 1996 года пленка, безумно меня (а потом и Сергея) заинтересовавшая. Очень интересная, постмодернистская, странная музыка, нойзовые миксы, с цитатами, одним словом актуально, оригинально и качественно. Мы даже сделали мастер и дизайн,  но, по ряду обстоятельств, диск пока не вышел.

- Жаль…

- На самом деле, первоначальных планов было намного больше. Например, хотели издать диск шумовиков-оформителей студии “ЛЕНФИЛЬМ” (Сережа был от них в восторге) – тех, кто создает звуковую среду ко всем кинокартинам – типа топота, плеска воды, скрипа дверей, выстрелов и т.д. Еще Сергей предлагал заняться изданием работ питерского композитора Олега Каравайчука, которого он уважал и почитал, как в каком-то роде своего предшественника. Я сейчас над этим работаю, но, увы, продвигается дело медленно. Так или иначе, начинали с пяти, а сейчас у нас 24 релиза.

- Но почему все-таки избрали такой путь – ведь отдавали себе отчет, что придется тяжеловато?

- Вопрос риторический. Если б я был человеком с другими генами, то пек бы пирожки, менял валюту или добывал (продавал) нефть, но я не умею и никогда не буду это делать. И у “ДЛИННЫХ РУК”, как лейбла и концертного агентства, и у центра “ДОМ”, нет задачи зарабатывать деньги. Я просто занимаюсь той музыкой, которая мне нравится. Это трудно, но возможно.

- Все же у вас получается любопытное соединение – с одной стороны фолк, с другой – элитарный европейский минимализм…

- Это соединение придумано совершенно не мной. Минимализм напрямую вышел из фольклора, в неевропейской этнической музыке он был всегда. Даже протяжная русская песня вся строится из повторяемых, бесконечных ритмических фигур. Минималисты всего лишь заметили это и, перенеся в иную среду, обратили в форму компонированной музыки.

- Насколько сейчас велико влияние Курехина на “ДЛИННЫЕ РУКИ”?

- Сережа был гений, то есть человек необычный, очень разный, менялся постоянно, непредсказуемо. Он вел себя в разных ситуациях, с разными людьми абсолютно по-разному. Но, как мне кажется, в идее “ДЛИННЫХ РУК” у нас было полное взаимопонимание и совпадение. И то, что было заложено Сережей в эту фирму – опять же, я могу ошибаться, со стороны виднее – все это выдерживается. Другое дело, что если б он был жив, я уверен, “РУКИ” развивались бы в 10 раз быстрее. Курехин все легко умел делать, что меня всегда поражало – например, с потолка находил 50000 долларов на концерт “ПОП-МЕХАНИКИ” и делал совершенно блестящие вещи. Лейбл, во многом, до сих пор идет на его энергии, которая действительно могла пробивать стены.

- Все же, вы не боитесь прогореть при таком репертуаре?

- Если нет задачи заработать деньги, не может быть и опасности разориться. Человек прогорает, когда он находит какие-то финансовые средства – займы, инвестиции, куда-то их вкладывает, рассчитывая их умножить, - тут можно потерять все. Нам помогают фонды, меценаты, но возможности заработать все равно нет, потому и не прогораем.

- Так какая идея движет вами?

- Мы с Курехиным определили ее одним словом, как антимейнстрим. То есть, ничего из середины, ничего популярного, - ни рока, ни джаза, ни классики, ни, упаси господи, поп-музыки, в обычном понимании, - здесь нет. Экстремальные же, крайние, маргинальные, альтернативные, забытые, новые и старые явления культуры всячески приветствуются. Не хочется, да и не нужно, общепризнанной, общедоступной банальности, того, что нравится всем – этого добра в социуме хватает с избытком.

- А фольклор – разве не попса своего рода?

- Фольклор в этой ситуации скорее является своего рода авангардом. Ведь архаика порождена древней культурой, которая была задолго до нас. Современная цивилизация прочно забыла свои корни. Эта цивилизация не могла не забыть. Так что старая музыка сегодня заново открывается социумом, так же как и новая. Однако нашу генетическую память и коллективное бессознательное обмануть невозможно, они откликаются на архаику, если им не мешать. Наша задача – помочь. В итоге даже самая новая музыка, минимализм или «новая простота» укореняются в музыке самой старой. Конечно, фольклор попсой был, но, по счастью, очень давно и сегодня он является «мертвой» попсой и выполняет функции не популярной музыки, но оплодотворяющего начала музыки новой.

- По каким критериям вы вносите музыкантов в свои издательские планы?

- Для меня, прежде всего, важно, насколько мне самому это интересно. Мой вкус может быть кого-то не устраивает, но, тем не менее, решения принимаются именно так. Конечно, для времени реализации имеет значение и наличие средств на издание. Если средства есть – выпускаем быстро. Нет – ждем благоприятных условий. Причем известность артиста не имеет никакого значения (или почти никакого), главное – качество музыки. Хороший пример, – группа “МЕМБРАНОИДЫ”, два 18-летних парня из Калининграда, самотеком прислали кассету даже не нам, а на музыкальный конкурс, председателем жюри которого я был. Я услышал и понял – это мое. Интереснейший тихий нойз – очень своевременный и актуальный. Сейчас, по мнению многих музыкантов, пришла пора шуметь шепотом. В Японии и Чикаго тихий нойз - актуальное направление, и вдруг оказалось, что это есть и в Калининграде. Деньги нашлись почти сразу, и вышел двойной диск доселе никому неизвестных “МЕМБРАНОИДОВ”.

- К концу беседы я таки не удержал в себе стандартный вопрос: почему все же “ДЛИННЫЕ РУКИ”?

- Это почти анекдотическая история. Мы с Курехиным постоянно думали над именем лейбла. Была масса вариантов - и “РОСМУЗПРОМ”, и «АГЕНТСТВО “АГЕНТСТВО”», и “МОЦАРТ И САЛЬЕРИ”, и много других. Уже надо фирму регистрировать, а точного и единственного названия все нет. И вот в три часа ночи перед утром регистрации Сережа звонит из Питера и говорит: “Я придумал. “ДЛИННЫЕ РУКИ”. И это было настолько по-идиотски, что я сразу сказал: “Да! Гениально!” Назавтра в регистрационной палате выпучили глаза и сказали: “Что вы, это же нельзя регистрировать”. На наш резонный вопрос: “А собственно почему?”, ответа не нашлось. С тех пор РУКИ и действуют.

- Каким вы видите свое будущее?

- А что на него смотреть? Куда оно денется. На то оно и будущее, что непременно будет. Другой вопрос какое? Хотелось бы, чтобы было получше, для того и стараемся. Но все же интересен путь, а не результат. Сегодня намного интересней для меня завтра. Хочется формировать иные, отличные от ныне действующих, социокультурные модели и запускать их в действие, внедряться в общественное сознание сейчас. То есть - “ДЛИННЫЕ РУКИ” – это нечто вроде маяка, на нем что-то происходит, а на него смотрят и к нему постепенно подтягиваются. Отрадно видеть движение и изменения происходящего вокруг, формирование креативной среды, которая и порождает новую культуру. Все будет хорошо. Главное, своими руками делать свое дело.

ДД, специально для “НАШего”

Дата:  30 апреля 2001

Возврат к списку новостей